Новости
- Подробности
-
Создано 05.10.2017 12:50
-
Опубликовано 05.10.2017 12:50
-
Просмотров: 1861
Радостная новость для всех любителей живописи! Наш город стоит на пороге настоящего события. 7 октября в Выставочном зале на Кирова, 19 в 13.00 состоится торжественное открытие выставки известных художников Владимира Маслова и Наталии Айги "Двойной портрет". Приглашаем всех желающих посетить открытие и приобщиться к миру изобразительного искусства. Ниже привожу искусствоведческую статью - взгляд профессионала на предстоящую выставку.
Владимир Маслов – Наталья Айги «Двойной портрет»
Начиная с 4 октября кимрские зрители получат возможность посетить в Выставочном зале на Кирова, 19 выставку «Двойной портрет». Это экспозиция художников Владимира Маслова и Наталии Айги.
Маслов, художник состоявшийся и широко известный, представил только графику, не смотря на тот факт, что свою неповторимую манеру он выработал в любимом материале, в живописи маслом. Маслу он отдал много лет, создал сотни работ и, кажется, знает все его секреты. Художник, как никто, умеет показать всю силу этого материала, извлечь его «голос». Искусствовед Савва Ямщиков считал Маслова «одним из грандиознейших живописцев нашего времени».
С некоторых пор художник открыл для себя эстетические возможности станковой графики: рисунок пером, фломастером, гуашь, тушь. Возможности той графики, что существует не для книги, плаката или открытки, а ценится сама по себе. Такой графике место на выставке, в интерьере ценителя, на аукционе, в папке коллекционера.
Графика – самый древний и популярный вид искусства, так как все рисовали когда – то домики и человечков. Достоинств у графики много, но исконное – возможность зафиксировать промелькнувшее, мгновенное впечатление.
Как отдельный вид искусства графика выросла из зарисовок и упражнений, из подготовительных рисунков к живописным композициям. Только в эпоху Возрождения графику стали ценить как безусловную ценность, как оригинальный и утонченный вид изобразительного искусства. Говорят, что Джотто в доказательство своего таланта просто начертил перед папой Бенедиктом правильный круг без помощи циркуля и убедил в собственном мастерстве более, чем сложные композиции. К нашим дням графика свободна от вспомогательных и подготовительных задач. Она завоевала суверенность.
В экспозиции 20 графических листов Владимира Маслова. Его графика не перегружена концептуально, не абстрактна: пейзаж, традиционный натюрморт, портрет. Для него важно не что, а как. Отвлеченные идеи, эксперименты художника никогда не вдохновляли. Его сила в другом, в верности себе и реалистической традиции, правда весьма экспрессивной, верности всему живому и гуманному. Он ведет свою линию, тему последовательно и независимо от художественной моды.
Черно – белая графика особенно эффектна. Белый лист – огромное, полное возможностей пространство. Как зимнее поле…В зону белого решительно вторгаются штрихи черной туши, беглые, сгущенные, изменчивые… Маслов специально готовит кисти, острые, колючие. Подстригает их, склеивает волоски, как ему надо. Мотивы всегда простые, ему дорогие. Глаз выделяет дом, овраг, реку, церковь, всегдашнюю доминанту русского пейзажа…
Иной художник прервет работу, обдумывая каждый шаг. Но не Маслов. Он сразу берет «свою высоту». В графику он вносит тот же динамизм и раскрепощенность, что и в живопись маслом. Чем бы он не работал, он вдохновляется не отдельным впечатлением, а встроенным в сознание образом мира.
Неожиданная комическая нота, у всегда серьезного Маслова, звучит лишь в композициях с котами, любимыми художником. Сальвадор Дали, старушка – самогонщица, Франц Кафка, девушки и сам художник – неожиданная компания любителей котов – фелинофилов…Свежий и неожиданный ход показывает, что графика не всегда способная соперничать с живописью в полноте отражения мира, нердко превосходи ее в выразительности.
В экспозиции можно увидеть цветную графику. Большого формата гуаши с цветами, написанные недавно. Гуашь соединяет «водную» природу с плотностью и звучностью цвета. Эту краску Маслов ценил и использовал раньше, но не для живописи, а как художник - оформитель. В прошедшее советское время ему приходилось писать гуашью сотни объявлений в клубе Белого Городка, на заводе, стройке и даже траурных лентах. Теперь он по – новому почувствовал знакомый материал. Он звучит ярко и декоративно, но без густоты и фактуры масла персональный почерк мастера не сразу узнается в гуашевых листах. В XX веке гуашь любили Головин и Шагал. Из кумиров последнего времени ею превосходно владели Зверев и Яковлев.
Настало время сказать, что «традиционный» Маслов не перестает быть актуальным, не устаревает. Не ищет чужого, а находит свое, что стихией графического овладел с тем же успехом, что и стихией живописного. Как бы не сложилась дальше судьба нашего современника МАСЛОВА, в чем бы себя не проявил – в истории искусств он уже укоренен.
Второго участника выставки «Двойной портрет» Наталию Айги следует поблагодарить за смелость. Выйти один на один с большим мастером опасно, как выйти на бой с Мохаммедом Али.
Говорить о своих работах Наталия Айги не любит. Подписывает картины то Алешина, то Маслова, сбивая «со следа». Переводит разговор на другие темы, скромно объясняя, что «ничего из нее не вышло». Но все мы знаем, что это не так. У художницы есть свои почитатели и поклонники. Опытные кураторы из столицы не раз выбирали ее работы для показа на выставках различного уровня, включая Международные бьеннале Фестнаив.
Такого рода искусство впервые открыл и возвеличил XX век, оценив в нем силу и искренность самовыражения. В искусствоведении оно получило название «наивного». Именуют его также «третьим искусством», тем самым отделяя от иных направлений. Наивная живопись сделалась объектом подражания профессионалов. За картинами наивных художников яростно охотились крупнейшие музеи и коллекционеры. Таможенник Анри Руссо, маляр – вывесочник Нико Пиросманишвили были кумирами ведущих мастеров эпохи. Пути развития наивного искусства стали едва ли не столбовой дорогой живописи XX века, во всяком случае одним из ведущих его направлений.
Сегодня не важно в каком стиле пишет картины Наталия Айги, наивном или ином, будет ли менять жанр, технику и манеру письма, важно, что она может сказать свое слово на языке изобразительно искусства. С ее картинами хорошо быть в одной комнате, это послание от человека к человеку. Цирковые сценки, композиции с цветами, птицами, с девушками похожи на иллюстрации к книгам, которые еще не написаны. И которые она, возможно, сама напишет, как написала в стиле увлекательного романа биографию художника Владимира Маслова «Богомаз». Книга вышла в издательском центре «Москвоведение».
Как художник и человек она многому научилась у своего мужа Владимира Маслова, к которому переехала 25 лет назад из Москвы. Здесь у нее открылись различные дарования, оказалось не чуждым декоративно – прикладное творчество. Наталия расписывает старые сундуки, рамы, тумбочки (предметы мебели). На выставке представлены два зеркала в расписанных ею рам ах.
Выставка «Двойной портрет» имеет еще один аспект. Устроители хотели показать художников и каждого по себе и как семейную пару. Напомнить о знаменитой семейной паре – живописцах, графиках, театральных художниках Наталии Гончаровой и Михаиле Ларионове, прославившихся в антрепризе Сергея Дягилева «Русские сезоны» и не менее известном союзе – монументалисте Диего Ривере, борце с мировым злом и его жене, художнице Фриде Кало, сделавшей себя и личные страдания главной темой своих картин.
До встречи на выставке.
Григорий Краснов