- Подробности
-
Создано 20.04.2016 22:37
-
Опубликовано 20.04.2016 22:37
-
Просмотров: 1853
Государственный земельный надзор является одной из важнейших функций государственного управления земельными ресурсами, благодаря которому обеспечивается соблюдение требований законодательства, рациональное использование и охрана ресурсов.
С одной стороны, он служит средством выявления нарушений законодательства, а с другой - является механизмом, понуждающим землепользователя устранить допущенное правонарушение.
Цель государственного земельного надзора – сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан.
Проведение государственного земельного надзора предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации. Согласно ему государственный земельный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных участков требований земельного законодательства их правообладателями. За нарушение этих требований для органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Следует отметить, что при проведении проверок земельного законодательства на территории Кимрского района самым распространенным нарушением является самовольное занятие земельных участков путем расширения имеющихся в собственности участков, часто с нарушениями границ смежных землепользователей, в том числе с захватом земельных участков, собственность на которые не разграничена, путем установки самовольных построек. Собственниками земельных участков, расположенных вблизи водных объектов, зачастую заборы устанавливаются в береговой полосе, ограничивая доступ к водным объектам.
Второй наиболее распространенный вид правонарушений – использование земельных участков не по целевому назначению и неиспользование земельных участков - заключается в совершении действий по использованию земельных участков не в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, либо бездействии, выразившемся в неиспользовании земельного участка в течение определенного законом срока.
В настоящий момент срок неиспользования земельного участка, выделенного под жилищное или иное строительство, федеральным законом не установлен.
В то же время, исходя из положений статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, срок неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, составляет три года.
Статья 284 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает срок в три года для изъятия земельного участка у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Пункт 7 части 2 статьи 19 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» устанавливает обязанность члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством.
Таким образом, в случае если время для освоения земельного участка истекло и возможно доказать состав административного правонарушения, государственный инспектор по использованию и охране земель вправе составить протокол об административном правонарушении по статье 8.8 КоАП РФ.
Кроме того, с 1 октября 2013 года за нарушения сроков и порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков и приобретения земельных участков в собственность, введена административная ответственность в виде штрафа (ст. 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)
За истекший период 2016 года на территории Кимрского района неоднократно выявлялись нарушения земельного законодательства в части использования юридическими лицами земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Указанные административные правонарушения посягают на сроки и порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков и приобретения земельных участков в собственность.
Субъектами таких административных правонарушений являются юридические лица (кроме государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий), на которых актами земельного законодательства возложены обязанности по соблюдению указанных выше норм.
Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность - влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание, по своей сути, является санкцией административно-правовой нормы, применяемой за нарушение предписания указанной нормы.
Наложение административного взыскания за нарушение земельного законодательства не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений.
Уже больше года (с 20.03.2015) действуют внесенные Федеральным законом от 08.03.2015 № 46-ФЗ изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.
В целях оптимизации административной ответственности за нарушение земельного законодательства изменения касаются, в том числе, значительного увеличения сумм штрафных санкций.
Установлено, что штраф может выражаться в величине, кратной размеру кадастровой стоимости земельного участка, но не менее определенной фиксированной суммы. Это касается, в том числе и рассмотренных нами видов нарушений.
Так, ответственность за самовольное занятие земельного участка влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
В случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, предусмотрено наложение штрафа в следующих размерах: на граждан – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
За использование земельного участка не по целевому назначению, в случае, если определена его кадастровая стоимость, предусмотрено наложение штрафа на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
В случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, за данное нарушение налагается штраф на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Начальник Кимрского отдела Управления
Росреестра по Тверской области И.М. Башилова
Источник: По информации Управления Росреестра по Тверской области.